музей истории мироздания РАЗДЕЛЫ

Логин:  Пароль:

НОВОЕ НА САЙТЕ

В 21 веке должно быть что-то новое!

Музей истории мироздания

Метеориты как предмет поклонения

Norbert Classen

В истории известен целый ряд случаев, когда метеориты, по-видимому, были предметом почитания. Древние цивилизации Запада здесь не были исключением. В греко-римской традиции существуют несколько примеров поклонения предполагаемым метеоритам. Наиболее известен культ черного камня “байтилиа”.  Его название "baitylia" (или "bethyls") представляет собой греческое искажение древнееврейского слова "bethel" (или  "beth-el") означающего "дом Бога". Мирсеа Элиад (Mircea Eliade), известный эксперт в области истории религии, утверждает, что Палладион в Трое, Артемида в Эфесе, а также конус Элагабал (Elagabalus) в Эмесе в действительности были метеоритами, камнями, которые упали с неба,  и поэтому воспринимались объектами несущими сверхъестественные силы. В книге "Камни из космоса" Ричард Нортон ("Rocks from Space" Richard O. Norton) упоминает священный камень, находившийся в храме Аполлона в Дельфах (Греция). Древние люди верили, он был брошен на Землю верховным богом Кроносом и отмечает "пуп" Земли - Омфалос. Римским историк Тит Ливий пересказывает историю метеорита, находившегося в городе Пессинунте во Фригии. Этот конического объект также известен под названием "иглы Кибелы", фригийской богини плодородия. После того как римляне завоевали Фригию, «метеорит» был перенесен с большими почестями в Рим, где ему поклонялись, по крайней мере, еще лет 500.

К сожалению, доказать, что священные черные камни “байтилиа”  действительно были метеоритами очень сложно, поскольку почти все они утеряны. Единственным исключением является Черный камень города Пафоса на острове Кипр. Ему поклонялись, как воплощению богини Афродиты, по крайней мене с 1300 г. до н.э. Вот что по этому поводу в 2005 г. написал член Международной ассоциации коллекционеров метеоритов (IMCA) Мартин Альтман (Martin Altmann), когда эта тема обсуждалась на сайте Meteorite Central Mailing List.

“Да, сохранился один камень в Пафосе на Кипре. Этот священный камень помещенным в храм, изображался на многих классических монетах (Траяна, Веспасиана, Друсуса, Каракаллы и др.). Он был обнаружен во время раскопок на месте храма более ста лет назад и долгое время хранился в подвале запасников Национального музея Никосии, пока не был доставлен в местный археологический музей в Куклии (Kouklia), где он сейчас и выставлен. Анализ образца никогда не проводили. Если этот камень действительно является метеоритом, то это будет сенсацией, доказывающей, что культ “байтилиа” в храмах классического греческого и римского периодов, а также эпохи Селевкидов, был поклонением метеоритам. Тогда метеоритами являлись и камень в храме Эфеса, и Омфалос в Дельфах, и камень Астарты (Astarte) в Сидоне, Эмесский камень, а также камень в храме Зевса Касиоса в Селевкии. И даже, если окажется, что камень из Пафоса не  метеорит, попробовать его изучить стоит в любом случае.”

Поскольку я интересовался метеоритами в истории и историей метеоритики, то попытался разыскать как можно больше информации на эту теме. В Интернете я нашел несколько ссылок на сайты, где были помещены фотографии Черного камня из Пафоса. К сожалению, эти фотографии были нечеткими и размытыми и очень небольшого размера, так что по ним нельзя было сказать ничего определенного. Но и этого было достаточно для того, чтобы убедить меня в том, что стоит отправиться на Кипр для посещения остатков святилища Афродиты в древнем Пафосе (Куклии).

Паломничество в древний Пафос и Черный камень

Прошло несколько недель. Я почти забыл о черном камне из Пафоса, когда я и моя жена Герда (Gerda) случайно не наткнулись на предложение провести одну неделю отпуска в Пафосе на Кипре. Решение не заняло много времени, и мы сели на самолет до Пафоса 19 января 2006 г.  Приземлившись на Кипре, мы взяли такси до отеля Queens Bay, где зарегистрировались уже поздно вечером.

На следующее утро я попытался выяснить, как добраться до древнего Пафоса и местного археологического музея, расположенного в средневековой крепости Chateau de Covocle неподалеку от Куклии. К сожалению, автобус от нового до древнего Пафоса и его святилища не ходил. Поэтому в этот день мы решили посетить несколько близлежащих археологических мест, объявленных ЮНЕСКО памятниками мирового культурного наследия. Ими были знаменитые гробницы царей и римские мозаики в новом Пафосе.

На второй день, я решил, что медлить больше нельзя. Для того, чтобы разгадать тайну происхождения Черного камень, мне, во что бы то ни стало, нужно увидеть его. Поэтому, чтобы преодолеть 30 км, отделявших нас от  Куклии  и Chateau de Covocle,  мы взяли такси.  Я горел от нетерпения, и как только мы доехали до места, сразу направился в археологический парк, где когда-то возвышался храм Афродиты. Мы заплатили скромную плату за входной билет, и я немедленно устремился в первый зал, где меня ждал загадочный предмет древнего культа. Как только я вошел в зал, мой взгляд сразу же упал на Черный камень. И это не удивительно, поскольку он был гораздо большего размера, чем я ожидал. На основании имеющихся в Интернете фотографий, я представлял его себе хондритом в один-два килограмма. А тут! Камень имел размеры 130 х 90 см, и по моим оценкам, весил около тонны! Мое сердце стало учащенно биться.

И вот, наконец, настало долгожданное время исследования. Я вытащил небольшой неодимовый магнит и проверил магнитные свойства камня. К моему глубочайшему разочарованию сильный магнит не притягивался к породе. При ближайшем рассмотрении оказалось, что принятый мною за кору плавления слой состоял из  вязких многовековых остатков возлияний меда и жидкостей любви. При помощи лупы я изучил внутреннее строение породы и пришел к выводу, что этот древний культовый объект ни что иное, как огромный андезитовый валун, хотя и необычной конической формы с вводящей в заблуждение черной корой. Это был не метеорит!

Я собрался было сделать фотографии камня, но законы Кипра запрещают фотографировать внутри музеев. Поэтому я ограничился покупкой открытки с изображением одного из самых известных псевдометеоритов в истории. Каково же было мое удивление, когда, перевернув открытку, я прочитал подпись к ней. Она гласила: "Священный андезитовый камень из храма Афродиты в древнем Пафосе". Стало очевидно, что порода была давно изучена, но это не было отражено в материалах Метеоритного общества и записях всеведущего Интернета. И хотя я был горд тем, что могу определить земную породу и отличить ее от метеорита, должен признаться, в целом был разочарован результатом моего расследования.  По пути в древний Пафос я в своем воображении уже создал новую дисциплину  - метеоритную археологию, в которой я должен был произвести прорыв.  Но стоп, подождите, не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Какого черта, люди из бронзового века предпочли не метеорит? Может быть, их выбор пал на этот камень по тому, что он напоминал настоящий метеорит? Или древние ахейцы действительно считали, что он с неба? Если это так, то они должны были быть знакомы с несколькими настоящими метеоритами. Значит, миф о Черном Камне не похоронен полностью, часть его до сих пор остается загадкой для дальнейших размышлений и будущих исследований!  Именно эти мысли посетили меня пока я отдыхал.

Перевод статьи помещенной на сайте:

См. также:
Рейтинг@Mail.ru
©Использование любых материалов сайта, неукоснительно требует ссылки на Музей истории мироздания.